Кроме судебной медицины Г. И. Блосфельд по долгу руководителя кафедры, объединявшей несколько дисциплин, читал студентам также лекции по медицинской полиции, по энциклопедии, методологии и истории медицины.
Понятием «медицинская полиция» до учреждения самостоятельной кафедры гигиены обозначался широкий круг вопросов индивидуальной и общественной гигиены, санитарного надзора, организации лечебного дела и народного здравоохранения в широком смысле слова, административной деятельности врача и других аналогичных вопросов вплоть до общественного призрения.
Впервые курс гигиены в Казанском университете был прочитан в 1813 г. адъюнктом гигиены, штаб-лекарем Федором Дмитриевичем Калайдовичем, прибывшим в Казань со службы в Московском университете в связи с Отечественной войной 1812 года. Материалы своих лекций он издал в виде небольшой книжки в 55 страниц под названием «О сохранении здравия или краткие правила гигиены» (Казань, 1813). Необходимо отметить, что это руководство по гигиене было в числе первых в России и стоит в одном ряду с другим, ранее изданным руководством основоположника отечественной клинической терапии М. Я. Мудрова под названием «Слово о пользе и предметах военной гигиены» (М., 1808).
Лекционный курс Ф. Д. Калайдовича по гигиене содержал практически важные советы о правилах «сохранения здравия», освещая вопросы гигиены воздуха, питания, обмена веществ в организме, физических упражнений. Особое внимание уделялось гигиене сна. Отдельная глава отведена «душевным движениям», где подробно обсуждается взаимозависимость психического и телесного начал в человеке. Разбирая вопросы частной гигиены, автор дает наставления о режиме питания, питья, одежды, соблюдения чистоты тела, труда и отдыха не в виде отвлеченных, канонических правил, а применительно к особенностям климата, сезонам года, возрасту и полу людей, различиям в темпераментах, «художествам» (профессиям) людей труда. Основная идея этого произведения — чистота физическая и нравственная, умеренность.
Подводя итоги своим предложениям, автор пишет: «Сии суть правила гигиены, которые совершенно здоровому человеку точь в точь придерживаться хотя и не нужно, но ж не должно же пускаться во все излишества, по пословице: "Живи честно, пей умеренно, здоров будешь"». И в назидание студенчеству автор утверждает: «... особливо обучающимся врачебной науке к познанию болезней знание гигиены необходимо».
После Ф. Д. Калайдовича гигиена читалась не как самостоятельный предмет, а как составная часть так называемой «медицинской полиции». К чтению последней привлекались специалисты другого профиля — ветеринарный медик И. К. Ерохов, терапевт И. С. Дмитриевский.
Ознакомление с программой курса гигиены, читавшегося адъюнктом И. С. Дмитриевским в 1838/39 учебном году, показывает, что каждая тема излагалась в двух аспектах: а) в чем выражается влияние того или иного фактора на здоровье человека и б) какие необходимы «диететические правила» для сохранения здоровья в связи с особенностями изучаемого фактора. Если гигиена давала ответ на вопросы главным образом сохранения индивидуального здоровья, то «медицинская полиция» содержала вопросы, связанные с проблемой общественного здоровья, с государственной деятельностью в области народного здравоохранения. Имеются печатные и рукописные программы (последние почерпнуты из архивных фондов) этого предмета. Они представляют исторический интерес, так как отображают понимание нашими далекими предшественниками общественного характера медицины и врачебной деятельности. Ниже приведены некоторые из вопросов программы курса медицинской полиции в Казанском университете за 1829/30 учебный год.
«I. О мерах для сохранения здоровья граждан.
а) Врачебная управа:
- Образование искусных медиков
- Заведение присмотрщиков за больными
- Надсматривание за аптеками и аптекарями
- Изгнание шарлатанов
- Установление аптекарской таксы
- Институты для бедных больных
- Правила о болезнях заразительных и повальных
- О сохранении жизни обмирающих
- Предосторожности в несчастных случаях
- Об отвращении преждевременного погребения
в) Сохранение чистоты воздуха,
с) Попечение о доброте и дешевизне
съестных продуктов.
II. Меры для умножения населения (попечение о
беременных и роженицах, о родившихся, предупреждение «умышленного выкидыша»,
отвращение детоубийства и т. д.).
III. Попечение о покое и удобствах граждан.
- Институты для бедных
- Институты для помешанных и глупых
- Тюрьмы
- Хорошие школы для воспитания детей
IV. Попечение о сохранении домашних животных».
Таким образом, приведенный материал свидетельствует о том, что задолго до учреждения самостоятельной кафедры гигиены студенты медицинского факультета Казанского университета весьма обстоятельно знакомились с началами профилактической медицины и организацией медицинского дела в стране.