Ильдар Ирекович Гильмутдинов - депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В 1994-2001 годах работал заместителем председателя Государственного комитета по делам детей и молодежи РТ, в 2001-2003 годах - первым заместителем министра по делам молодежи и спорту РТ. Основатель Совета молодежных организаций Татарстана, под эгидой которого в 1991 году начал работать обновленный штаб студенческих отрядов и трудовых объединений молодежи. |
Сохранить во что бы то ни стало
В постперестроечные годы движение студенческих отрядов замерло по всей стране. Старая система, которая обеспечивала условия работы ССО, была практически разрушена. Я имею в виду руководство со стороны комитетов комсомола, государственные заказы на студенческие работы и другие обязательные составляющие движения, обеспечивающие его массовость и успешность ранее. Экономические свободы, ослабление партии власти - на волне эйфории демократических реформ всем казалось, что теперь государство не должно заниматься многими социальными вопросами, в том числе и молодежными, - все справятся сами.
Но со временем пришло понимание, что нельзя снимать ответственности с власти, иначе нарастает хаос, напряженность, дезориентированность людей. Что произошло среди молодежи? Изменилась структура, уклад экономики, работодатели стали предъявлять новые требования при найме на работу, жестче относиться к молодым специалистам, тем более к свежеиспеченным выпускникам и студентам. Найти работу, подработку представляло собой существенную проблему для молодежного населения в целом. Тогда, в 1994 году, было принято решение создать Государственный комитет по делам детей и молодежи Республики Татарстан.
Мы начали думать, что можно сделать, чтобы облегчить жизнь учащихся. Требовался центр ответственности, который отвечал бы за поиск работы для молодежи, выстраивал бы отношения с предприятиями, организациями. В ходе поисков, размышлений мы пришли к формату государственного учреждения «Молодежная биржа труда». В отличие от классических бирж труда, сотрудники центра не сидели на месте. Они обходили предприятия, «выбивали» заказы, заключали соглашения. Постепенно набиралась энергичная группа, которая впоследствии развила и воплотила в жизнь идею возрождения движения студенческих трудовых отрядов.
Этому способствовала не только активность молодежного комитета, но и то, что в нашем регионе сосредоточено огромное количество учебных заведений, которые сами были инициаторами создания студенческих отрядов, а также хранителями традиций еще с советского времени. При таком сочетании однонаправленных векторов неудивительно, что республика находилась в группе лидеров возрождения СТО.
Кроме того, у нас было понимание вопроса изнутри. Мы на своем примере знали, как важно не потерять отряды, а сохранить эту форму работы с молодежью для современных студентов. Я сам был бойцом студотряда в юности. В 1980 году мы собирали помидоры в Астраханской области и отправляли в Москву, на Олимпиаду. Не знаю ни одного человека, прошедшего через эту школу и отзывающегося об отрядах плохо. Потому что там каждый молодой человек проходит школу воспитания как личность, а также получает дополнительные навыки и даже профессии, что в дальнейшей жизни трудно переоценить.