Халитов Рим Шафикович - командир ЛССО КИСИ в 1968-1969 годах. Президент Содружества строителей РТ и Союза строителей РТ Впервые выехал бойцом ССО в 1964 году, в 1968-1969 годах командир линейных ССО, в 1970-х годах начальник Всесоюзного штаба ударной комсомольской стройки КамАЗа. Заслуженный строитель ТАССР, РФ. |
Молодо — не зелено
Одним из самых молодых бойцов был студент КИСИ Рим Халитов в студенческом отряде из Татарии, который второй раз в своей истории выехал на целинные земли Казахстана в 1964 году. Многие студенты уже прошли службу в армии, другие поступили в институт со средним профессиональным образованием. - У меня за плечами тоже был стаж, после окончания школы я работал механизатором в колхозе и только после этого поехал в Казань поступать в институт. Но все же в тот первый год своего участия в отряде я был моложе других бойцов-студентов. Когда я снова выехал на работу в трудовом летнем семестре, все было иначе. Это случилось через три года, которые прошли в армии, на флоте. |
Будучи командиром, ты чувствуешь ответственность за все происходящее в отряде. Ведь стройотряд - это дисциплина не хуже армейской! Она необходима, чтобы, во-первых, ни с одним из этих 35 парней, за которых ты отвечаешь, ничего не случилось. А во-вторых, отряд - это братство, команда, в которой каждый должен быть активен. Если требуется, помимо основной строительной работы, добыть бутовый камень или разгрузить вагоны с цементом, стараются одинаково и командир, и комиссар, и бойцы. Так называемый «коэффициент трудового участия» должен быть примерно равным. Но и награда за труд в наших отрядах была достойной. Заработок бойца доходил до двух тысяч рублей, а это были немаленькие деньги для студента (при стипендии в сорок рублей).
«Командирская закалка» очень помогла на строительстве КамАЗа, где я несколько лет возглавлял штаб Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Там приходилось иметь дело не с отрядами, а с целыми «армиями» людей, которые съезжались на Каму со всех концов страны. В день мы принимали до 500 человек, и каждого из них нужно было обустроить и обучить, потому что далеко не все из приезжающих имели строительные навыки. Многие ехали на КамАЗ под впечатлением от этого грандиозного проекта, чтобы стать участниками истории, этой мечты по созданию автогиганта.
Вот такой международный «город» развернулся там в начале 1970-х. Правда, пройти по нему было трудно, ноги утопали в земле, в тяжелой грязи. Бывало, схватишься за трактор и так вытаскиваешь ногу. Мы узнали, что такое туфли, только через три года.
Там, на КамАЗе, в условиях небывалого по темпам строительства (уходишь утром из дома одним путем, а возвращаешься уже в обход - на этом месте новый объект или вырыт котлован), как нигде было уметь поддерживать порядок. А этому я научился еще в отрядах. Всем молодым людям, ребятам я желаю пробовать себя в этом движении. Мне жаль, когда я встречаю студентов инженерно-строительных специальностей, которые не справляются с элементарной кладкой. Так не найдешь для себя места в отрасли. Ищите возможность во время учебы поучиться еще и в работе, и это обязательно положительно повлияет на вашу дальнейшую профессиональную жизнь.