Вторую основную медицинскую кафедру в Казанском университете — кафедру патологии, терапии, и клиники — в 1810 г. занял Федор Христофорович Эрдман (1778—1846). Ему было суждено стать основателем клинического преподавания в Казани.
В утвержденном уставе Казанского университета при нем было предусмотрено учреждение трех институтов: клинического, хирургического и повивального искусства (гл. VIII, параграф 73), причем особым пунктом (параграф 86) определялся статус этих учреждений: «Клинический институт состоит под управлением и надзиранием профессора терапии и клиники; хирургический под смотрением профессора хирургии; институт повивального искусства — под надзиранием профессора сей науки». Таким образом, правовая база для создания и функционирования клиник была четко определена. Однако при создании клиник, так же как и при создании анатомического театра, пришлось столкнуться с многочисленными трудностями.
Будучи с 1811 г. врачом больницы при Казанской гимназии, Ф. X. Эрдман начал проводить здесь «клинические изъяснения шесть раз в неделю после 10 часов по утру». Таким образом, несмотря на отсутствие клиники в университете, Ф. X. Эрдман сумел организовать обучение студентов у постели больного. С 1813 г. профессор вместе со студентами проводил в гимназической больнице амбулаторный прием. Тем самым он положил начало поликлиническому обучению казанских студентов. Но, пожалуй, главной его заслугой было то, что в период, когда университет не имел еще хирургической и акушерской клиники, «профессор Эрдман своими обширными познаниями многое заменял для слушателей. Приняв на себя лечение всех служителей университета и гимназии с их семействами, он доставлял случаи слушателям видеть разные операции, которые он сам производил».
По существу, все годы пребывания в Казани Ф. X. Эрдман посвятил борьбе за открытие университетской клиники. В 1811 г. он представил подробный проект устройства клинического института из трех отделений (терапевтического, хирургического, акушерского) на 24 кровати. Проект получил одобрение. Однако Отечественная война 1812 года и опустошительный пожар, обративший 3 сентября 1815 г. половину Казани в пепел, надолго отодвинули сроки строительства специального здания университетской клиники. Не мирясь с таким положением, Ф. X. Эрдман в 1816 г. добился, чтобы в доме, предназначенном для типографии университета, выделили помещение сначала на 4, а на следующий год на 8 клинических коек. Так началась история клиники Казанского университета.
Особо хотелось бы подчеркнуть, что несмотря на неблагоприятные условия, первые казанские студенты-медики имели обширный клинический материал для своего обучения. Всего ими под руководством Ф. X. Эрдмана с 1811 по 1817 г. наблюдалось около 2000 больных, из них 1331 — в больнице при гимназии, 498 — в амбулатории и 85 — в клинике (1816— 1817 гг.). Цифра крайне внушительная, если учесть, что число студентов на факультете не превышало в то время 20 человек. В клинике, руководимой Ф. X. Эрдманом, студенты стали вести обстоятельные истории болезни. Принцип врачевания, которого придерживался профессор и который он стремился прививать своим слушателям, сводился к тому, чтобы индивидуальное подчинять общему, а общее индивидуализировать в каждом отдельном случае.
В истории отечественной медицины и казанской медицинской школы с именем Ф. X. Эрдмана связано внедрение в клиническую и педагогическую практику аускультации. В апреле 1820 г. он, уже работая в Дерпте, впервые в России использовал стетоскоп Лаэннека. Эрдмановские «Анналы дерптской медицинской клинической школы», в которых описывалось применение аускультации, были в 1821 г. посланы в Казань. В 1832 г. библиотека Казанского университета приобрела еще два экземпляра этого труда. Таким образом, казанские медики через труд Ф. X. Эрдмана были информированы о новом выдающемся методе обследования больных вскоре же после его открытия. И весьма примечательно, что инициатором обучения казанских студентов-медиков приемам аускультации (как и перкуссии) стали корифей русской медицины Г. И. Сокольский и первый русский профессор терапии в Казани, ученик К. Ф. Фукса Н. А. Скандовский, которые с 1828 по 1833 г. (первый «пироговский» набор) обучались в руководимом Ф. X. Эрдманом Дерптском профессорском институте.
После отъезда в 1817 г. Ф. X. Эрдмана в Дерпт клинику на следующий год возглавил Карл Федорович Фукс (1776—1846). При нем в 1819 г. число коек увеличилось до 10. По инициативе К. Ф. Фукса была введена должность клинического ординатора, под руководством которого каждый студент, обучавшийся в клинике, обязывался курировать больных и писать «ежедневно удовлетворительным образом историю о ходе и способе лечения своего больного». Выпускной «лекарский» экзамен по требованию Фукса содержал элемент разбора больных — студент обязан был показать, что он умеет «пользовать больного».
В 1828 г. под клинику отдается весь типографский дом, она расширяется до 36
коек, из них 16 терапевтических, 14 — хирургических, 6 — акушерских.
Таким
образом, в первой трети XIX столетия в медицинских вузах России клиническое
обучение стало основой подготовки будущих врачей. В его развитии, наряду с М. Я.
Мудровым в Москве и П. А. Чаруковским в Петербурге, выдающуюся роль сыграли
казанские профессора Ф. X. Эрдман и К. Ф. Фукс.