Апрель 1974 года. XVII съезд ВЛКСМ объявил строительство Байкало-Амурской магистрали Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Создан штаб ЦК ВЛКСМ по шефству над БАМом. 27 апреля на строительство БАМа выехал первый Всесоюзный отряд имени XVII съезда ВЛКСМ. В отряде комсомольцы Москвы, Ленинграда, всех союзных республик. (Из летописи БАМа. Так начиналась великая стройка. Через тайгу и болота, сквозь скалы должна была пробиться к Тихому океану железнодорожная магистраль. |
В это время Исмаил Каюпов еще учился в школе, и как многие его сверстники мечтал о синих морях и дальних странствиях, его манил за собой алый парус романтики. И не такой человек Исмаил, чтобы расставаться со своей мечтой. После школы окончил мореходное училище — и вот оно — море, о котором мечталось, белые чайки за боргом, долгие походы.
Однажды, вернувшись после многодневного плавания, Исмаил нашел на своем столе повестку: «Явиться в военкомат для прохождения службы в рядах Советской Армии».
Декабрь 1978 года. БАМ. На станцию Алонка прибыл первый пассажирский поезд. (Из летописи БАМа).
— Ты что же опоздал? — голос военкома не сулил ничего хорошего. — Твоя группа уже отправлена для прохождения службы на Северный флот.
Но узнав о причине опоздания, задумался: — Что же делать? Хочешь поехать на строительство БАМа, формируем группу воинов-железнодорожников?
Строить БАМ! Приобщиться к романтике великой стройки! Попробовать свои силы, узнать, на что ты способен!
На Байкало-Амурской магистрали, недалеко от поселка Ургал, начал свою службу воин-железнодорожник Исмаил Каюпов.
Что может сделать человек за два года?
Попробуйте взять два года своей жизни и измерить их совершенными делами. Много или мало — два года жизни молодого человека? Может быть мало, если нечего вспомнить. Может быть много, если за эти два года ты вместе со своими товарищами проложил двести с лишним километров железнодорожных путей, если ты в составе десанта высаживался перед высокой стеной тайги, своими руками возводил поселки, станции.
— Работать приходилось и в стужу, и в зной, — рассказывает Исмаил.
—
Ведь зимой на Восточном участке БАМа морозы бывают под шестьдесят градусов, а
летом — жара под сорок. Но эти обстоятельства ни разу не замедлили высокого
темпа стройки.
29 июня 1979 года. Замкнулось Дальневосточное кольцо БАМа (Восточный участок), в районе таежного поселка Уркальту произошла стыковка, обеспечившая сквозное движение поездов от ст. Известковая до Ургала, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска. Воинам-железнодорожникам в честь этого события пришло поздравление от Центрального Комитета КПСС. (Из летописи БАМа).
— Для нас, участников строительства, выход на границу двух областей - был событием большой важности. Позади был очень трудный участок дороги, за нами вставали новые поселки, где уже обживались эксплуатационники, позади было не просто холодное стальное полотно магистрали — туда в глухую тайгу пришлат новая жизнь. Каждый, кто пережил такое, знает, какое это великое чувство — приобщение к великой стройке века.
Наверное, в коллективном труде определить, насколько велик твой личный вклад в общее дело, нелегко. Кажется, работал, как все, служил, как положено служить советскому солдату. Но когда ребята отдыхали после напряженного трудового дня, Исмаил уходил в маленькую мастерскую, чтобы выпустить к завтрашнему дню «Молнию», украсить новыми плакатами Красный уголок.
За активное участие в строительстве БАМа И. Каюпов был награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
...Окончился срок службы. Прямо в шинели, на следующий день после возвращения домой, Исмаил пришел в институт. Год учебы на рабфаке, и зачисленный на санитарно -гигиенический факультет, Исмаил Каюпов ныне один из лучших его студентов, редактор стенгазеты «Гигиенист», член бюро ВЛКСМ. Трудовая бамовская закалка помогает ему успешно преодолевать все трудности, которые встречаются на жизненном пути.
Газета "Советский медик",
№32 (1474), 16 декабря 1982
г.,стр2,
Корреспондент: Л. ЮРЬЕВА