Курс на индустриализацию и коллективизацию страны, взятый в конце 20-х гг. болыневицкой властью, потребовал ускоренной подготовки кадров инженеров, аграриев, врачей и т. д. Вопрос был решен революционно — быстро и просто: во-первых, путем организации самостоятельных технических, сельскохозяйственных и медицинских вузов, а во-вторых, сокращением срока учебы.
В медицинских институтах, по сравнению с медицинскими факультетами университетов, сроки обучения были сокращены до четырех лет, а для стоматологов и санврачей узких специальностей — до 3,5 лет. Правда, при этом для врачей-лечебников и педиатров после окончания вуза был введен обязательный годовой стаж работы в лечебных учреждениях под руководством опытных специалистов, после чего они получали право на самостоятельную врачебную практику.
Медицинские институты из подчинения Наркомобраза были переведены в ведение Наркомздрава РСФСР, что позволило приблизить подготовку кадров к нуждам здравоохранения и укрепить связи органов и учреждений здравоохранения с вузами.
Принципиальным новшеством в подготовке медицинских кадров стала дифференциация врачебных специальностей. В медицинских институтах, вместо одного медицинского факультета в университетах, организовывались три факультета: лечебно-профилактический, готовивший врачей-терапевтов, хирургов и стоматологов; факультет охраны материнства и детства (подготовка педиатров и акушеров-гинекологов; несколько позже его стали именовать педиатрическим) и санитарно-профилактический (санитарные врачи по общей, коммунальной, пищевой, промышленной гигиене и эпидемиологии). Для подавляющего числа вузов основным факультетом стал лечебно-профилактический. Примерная численность студентов этого факультета составляла 75 % общего приема.
В 1931—1932 гг. во исполнение постановления правительства «О медицинских кадрах» стала осуществляться новая форма подготовки врачей из средних медицинских работников без отрыва от производства на базе крупных лечебных учреждений в так называемых «больницах-вузах». В дальнейшем эта форма подготовки врачебных кадров послужила прообразом вечерних отделений в мединститутах.
В 1934 г. во всех вузах установили пятилетний срок обучения. Лечебно-профилактические факультеты были подразделены на 5 курсе на терапевтический, хирургический и акушерско-гинекологический профили (циклы), введены государственные экзамены. Были вновь организованы 14 педиатрических и 10 санитарно-гигиенических факультетов.
В дальнейшем особое внимание было обращено на подготовку высших стоматологических и фармацевтических кадров: в 1936— 1937 гг. были открыты самостоятельные стоматологические и фармацевтические институты и факультеты.
Выпуск врачей и провизоров к 1940 г. достиг 16,4 тысячи, а общая численность врачей в РСФСР составила 90,8 тысячи человек, что позволяло обеспечить показатель 8,2 врача на 10 тысяч человек населения.
Высшее образование в СССР отличалось высокой степенью его идеологизации. В учебные программы медицинских институтов в качестве обязательного предмета входила марксистско-ленинская философия, доля учебных часов которой в общем объеме преподавания была достаточно велика. О том, какое значение придавалось данному предмету, свидетельствует то, что на всех факультетах марксистско-ленинская философия была включена в программу госэкзаменов.