Организация целостной системы по охране материнства и детства (ОМД) в нашей стране произошла лишь в советский период. Создание эффективной государственной системы ОМД явилось одним из выдающихся достижений отечественной медицины и здравоохранения в XX веке. Она позволила сохранить миллионы детских жизней. Ее главные организационные принципы — функционирование специализированной педиатрической службы, ярко выраженная профилактическая направленность, подготовка педиатров на специальных факультетах медицинского вуза — не потеряли своей актуальности и должны, по нашему глубокому убеждению, сохраняться и творчески развиваться, адаптируясь к современным условиям.
В 20-х гг. XX в. создается сеть специальных учреждений — женских и детских консультаций, Домов ребенка и детских домов, яслей. На этом фоне остро возникает проблема нехватки медицинских кадров для работы в системе ОМД. В связи с этим Советское правительство в 1930 г. принимает решение об открытии в ряде медицинских институтов, в том числе Казанском, факультетов охраны материнства и младенчества.
Выбор Казани для подготовки педиатров, конечно же, не был случайным. В старом университетском городе были сильны педиатрические традиции. С 1875 г. на медицинском факультете функционировала кафедра педиатрии во главе с профессором Н. А. Толмачевым. В последующем кафедру возглавлял выдающийся ученый П. М. Аргутинский-Долгоруков, который считается основоположником казанской педиатрической школы. Он воспитал плеяду талантливых детских врачей — ученых и практиков, из которых профессора В. К. Меньшиков, А. Ф. Агафонов, Е. М. Лепский приобрели всероссийскую известность и вошли в когорту выдающихся деятелей казанской медицинской школы.
Во исполнение директивы правительства и в целях ускорения подготовки педиатрических кадров в декабре 1932 г. на лечебном факультете КГМИ выделяется группа из 25 студентов в так называемое отделение охраны материнства и младенчества, которое в 1933 г. переименовывается в педиатрический факультет. Студенты углубленно изучают детские болезни, и на следующий год им вручаются дипломы врачей-педиатров. Первым деканом, а по существу, основателем факультета стал Ефим Моисеевич Лепский (1879—1955). Из-за отсутствия клинической базы по его предложению и с согласия руководства Казанского ГИДУВа для подготовки врачей-педиатров стали использовать детскую клинику Института усовершенствования врачей. Под руководством профессора Е. М. Лепского создается специальная кафедра детских болезней педиатрического факультета.
В 30-х гг. для слушателей нового факультета создаются кафедры детских инфекций, терапии, хирургии, курс детской хирургии. С расширением факультета на кафедре детских болезней стали получать подготовку студенты 3—5 курсов по пропедевтике, факультетской и госпитальной педиатрии. Практические занятия здесь проводили ассистенты Е. П. Кревер и Г. А. Хаин-Макарова. В 1938 г. на факультете создается вторая педиатрическая кафедра — пропедевтики детских болезней.
Таким образом, в предвоенные годы, которые можно считать годами становления педиатрического факультета, он сформировался как самостоятельное научно-педагогическое подразделение медицинского института, твердо встал на ноги. В этот период был подготовлен 221 врач-педиатр.