Санкт - Петербургская государственная медицинская
академия имени И.И. Мечникова (СПбГМА) ведет
свою историю от Психоневрологического института, организованного в 1907
году.
Основателем и руководителем этого уникального научно-учебного заведения, первого не только в России, но и в мире, был академик В.М. Бехтерев. |
Психоневрологический институт создавался для изучения личности на основе комплексного исследования мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами с целью определения критериев правильного развития личности начиная с рождения.
Кроме того, институт одновременно должен был быть и учебным заведением. Для работы в институте В.М. Бехтерев привлек лучших профессоров Санкт-Петербурга.
Почетными членами Психоневрологического института являлись писатель Л.Н. Толстой (1909), выдающийся ученый И.И. Мечников (1910), президент института В.М. Бехтерев (1910), Председатель Совета министров В. Н.Коковцов(1911), французский ученый Ж.д'Арсонваль (1911), художник И.Е. Репин (1913).
За период своего существования вуз прошел нелегкий путь, неразрывно связанный с историей страны. Годы его становления характеризовались организационными трудностями, тяжелейшими условиями в период Первой мировой войны, хаосом и разрухой после революционных событий 1917 года, реформой высшей школы в первые годы советской власти.
В 1920 году благодаря усилиям В.М. Бехтерева медицинский факультет получил статус самостоятельного вуза и стал именоваться Государственным институтом медицинских знаний (ГИМЗ).
Первыми ректорами ГИМЗ были ученики В.М. Бехтерева, а сам ученый являлся почетным ректором и заведующим кафедрой рефлексологии с клиникой нервных болезней.
Институт располагал 36 кафедрами, на которых работали 150 преподавателей, из них 35 профессоров. На единственном в то время общеврачебном факультете обучалось 1800 студентов.
Комиссия Главпрофобра, изучавшая уровень научной
деятельности, преподавания и подготовки врачей в институте, писала, что
«ГИМЗ является мощным медвузом СССР с прекрасно обставленными
научно-вспомогательными учреждениями и тщательно обдуманной системой
преподавания».
Кроме того, она отметила «особую энергию» преподавателей и профессоров, взаимопонимание между ними и студентами, а также одобрила решение совета института о введении в учебный план необходимых профилактических дисциплин с целью реализации принципов отечественного здравоохранения. Ежегодный план приема на 1-й курс ГИМЗ составлял 200 человек (конкурс - 4—5 человек на место). |
И.И. Мечников. Санкт-Петербург, 1909 г.
Основная учебная и клиническая база института - больница имени П.И. Мечникова располагала 2000 коек. Здесь в 1927 году по инициативе профессора Н.И. Петрова был основан Научно-практический онкологический институт Ленинградского губернского отдела здравоохранения - первый в стране научно-исследовательский институт такого профиля.
В 1930 году вуз переименован во 2-й Ленинградский медицинский институт (2-й ЛМИ), открыт второй факультет -санитарно-профилактический (впоследствии санитарно-гигиенический), где на четырех отделениях - эпидемиологическом, жилищно-коммунальном, санитарно-промышленном и пищевой санитарии, обучались будущие специалисты по оздоровлению внешней среды (воды, воздуха, почвы, жилища, населенных мест, труда, пищевых продуктов).
Первый факультет - лечебно-профилактический имел три отделения: терапевтическое, хирургическое и стоматологическое и выпускал врачей-лечебников. План приема в вуз был увеличен с 250 до 750 человек.
При этом 60% мест выделялось для выходцев из семей рабочих и крестьян, 10% - для имевших среднее медицинское образование.
Для подготовки к поступлению в институт открылся рабочий факультет (рабфак) с дневной и вечерней формой обучения, созданный на базе существовавших ранее подготовительных курсов.
В годы Великой Отечественной войны 2-й ЛМИ был единственным в Ленинграде медицинским вузом, который не прекращал своей деятельности даже во время блокады города.
Для каждого курса составлялся новый учебный план, который корректировался в зависимости от обстановки на фронте. Студентам вместо занятий нередко приходилось рыть траншеи, устанавливать оборонительные сооружения, работать на заготовке торфа, на разборке деревянных домов на топливо.
Выкопанные осенью 1941 года студентами 4-ю курса противотанковые рвы в деревне Пискаревке в дальнейшем были использованы для захоронения умерших от голода ленинградцев, среди которых были студенты и сотрудники 2-го ЛМИ, работники больницы имени И.И. Мечникова, а также находившиеся на лечении в организованном сортировочно-эвакуационном госпитале раненые и больные.
Первая экзаменационная сессия проходила в тяжелейших условиях блокады города, у многих студентов появились признаки дистрофии и цинги. Вот, например, записи в дневнике студентки института Зинаиды Седельниковой, сделанные ею в первую блокадную зиму:
«13/ XI 41 г. Сегодня убавили норму хлеба. Получать будем лишь 150 граммов в
день. А хлеб-то стал сырой, тяжелый, как глина, и не пахнет хлебом... Сегодня
была последняя лекция по патофизиологии профессора Р.Л. Перельмана. Практических
занятий уже не было. Впереди сессия.
20/ XI 41 г. Снова убавили норму хлеба -
теперь будем получать 125 граммов сырого темного хлебушка...
26/ XI 41 г.
Очень ослабла, похудела. Не могу долго сидеть за книгами. От резких движений
кружится голова и зеленеет в глазах. Руки стали словно сухие палочки, пальцы
морщинистые, глаза провалились...
29/ XI 41 Г. Хватило сил добраться до
больницы Мечникова. Отлично сдала фармакологию. Запомнилась неподвижная фигура
экзаменатора с почти безразличным взглядом. Было видно, что ему не выдержать
экзамен на холод и голод, а он молча еще пожал мне руку.
1/XII 41 г. Узнала
взволновавшую меня весть: оказывается, преподаватель, который принимал у меня
экзамен по фармакологии, в тот же день умер у себя в кабинете...Смерть ходит
где-то рядом с нами.
19/ XII 41 г. Совершенно измученная, голодная и
замерзшая сдала дежурство. Но мне еще пришлось помогать относить умерших в морг,
устроенный во дворе в гараже. Поразила картина: трупы лежали друг на друге
штабелями с фанерными бирками на ногах... Их некому и не на чем вывозить на
кладбище. Я шла утром домой и не могла отделаться от чувства не то вины, не то
боязни оказаться среди таких штабелей».
Несмотря на огромные трудности жизни блокадного города, в институте продолжали учиться несколько групп студентов.
К марту 1942 года их число увеличилось, так как студентам, пропустившим занятия по болезни (вследствие холода и голода), была предоставлена возможность сдачи зачетов и экзаменов по специальному графику - и не только в институте, но и на дому у преподавателей.
8 апреля 1942 года по ледовой дороге через Ладожское озеро началась эвакуация из Ленинграда студентов младших курсов медицинских институтов.
В тяжелый блокадный 1942 год 2-й ЛМИ дважды набирал студентов - 200 человек в июне и 250 человек в ноябре. Вступительных экзаменов не было, всех желающих зачисляли после собеседования.
В октябре этого года в институте обучаюсь 716 человек: на I курсе — 303, на II курсе - 48, на III курсе - 79, на IV курсе - 50, на V курсе - 236. Учились и преподавали в условиях голода, холода и бомбежек.
В июле и октябре этого же года дипломы врача получили соответственно 60 и 150 выпускников.
Несмотря на невыносимые условия блокады, в институте регулярно проводились заседания ученого совета, сотрудники проводили научные исследования по проблемам, жизненно необходимым для фронта и жителей Ленинграда.
На конференциях и заседаниях научных обществ рассматривались такие актуальные для блокадного города вопросы, как клиник,, алиментарной дистрофии, авитаминозов и их осложнений, разработка методов профилактики, диагностики, лечения и выведения больных из голодной комы.
Один из участников научной конференции, проходившей в январе 1942 года в Доме офицеров, вспоминал: «Несмотря на то что многим из выступавших следовало бы поставить этот диагноз, дискуссия проходила весьма на высоком уровне, хотя и прерывалась из-за обстрела города».
Помимо учебной и научной работы студенты и профессора института много трудились в госпитале, где кроме советских воинов получали лечение в специально организованном отделении и пленные вражеские солдаты и офицеры, которые полностью разделили судьбу жителей Ленинграда.
В условиях начавшегося голода, а затем дистрофии, холода, недостатка медикаментов в сортировочно-эвакуационном госпитале судьба раненых и больных, находившихся там на лечении, была тяжелой.
Очевидцы тех событий вспоминают, что сотрудники госпиталя нередко подкармливали не только раненых красноармейцев, но и пленных солдат.
По обнаруженным архивным данным за период войны в сортировочно-эвакуационном госпитале наравне с защитниками города получали лечение 1155 военнослужащих Германии и Финляндии.
После снятия блокады Ленинграда студенческий коллектив института стал пополняться за счет возвращавшихся с фронта студентов, медсестер, фельдшеров, санитаров. Если в 1943/44 учебном году вуз насчитывал около 900 студентов, то в 1944/45 учебном году — уже более 1400.
В июле 1944 гола на совещании в Народном комиссариате здравоохранения РСФСР, посвященном итогам работы медицинских вузов Москвы и Ленинграда во время войны, начальник Управления медицинских вузов профессор К.Я. Шхвацабая сказал: «Хотелось бы, во-первых, передать благодарность Наркомздрава за вашу работу в тяжелых условиях, которые трудно понять нам, не бывшим вместе с вами, передать благодарность за вашу блистательную работу, которая... была, несомненно, предметом внимания и наркомата, и всех медицинских вузов нашей республики, работавших в более благоприятных условиях, чем вы. Наркомат здравоохранения ставит перед собой задачу, чтобы...2-ой ЛМИ стал таким же лучшим вузом страны, каким он был до войны. До войны ваш институт был самым крупным, самым лучшим, самым ведущим вузом нашей страны и по своим контингентам, и по своим кадрам, и по своей учебно-производственной базе, и по своим материальным ценностям».
В январе 1947 года 2-й ЛМИ переименован в Ленинградский
санитарно-гигиенический медицинский институт (ЛСГМИ).
13 июне 1947 года директором ЛСГМИ назначен Дмитрий Аркадьевич Жданов, крупный ученый-анатом, профессор, академик Академии медицинских наук СССР, лауреат Сталинской премии I степени. |
Практические занятия на кафедре гистологии
Энергичный и талантливый организатор медицинского образования, он руководил институтом в течение 9 лет и внес большой вклад в учебно-педагогическую и научно-исследовательскую деятельность вуза.
Благодаря усилиям Д.А. Жданова в институте восстановлены и обеспечены квалифицированными научно-педагогическими кадрами кафедра коммунальной гигиены, кафедра гигиены питания и кафедра школьной гигиены, организована третья в стране кафедра эпидемиологии.
Подготовка врачей-гигиенистов потребовала реформирования учебно-методической работы. Учебные планы и программы, методики преподавания были откорректированы так, чтобы будущий санитарный врач имел не только необходимый объем знаний в области гигиены, но и высокий уровень общеврачебной подготовки.
С 1956 года в течение 17 лет должность директора института
занимал профессор Анатолий Яковлевич Иванов.
В период его руководства институтом организованы клиника урологии, клиника эндокринологии, кафедра травматологии и ортопедии, вновь открыты факультет повышения квалификации врачей и лечебный факультет. |
Практические занятия на кафедре анистезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии
В 1963 году опыт организации учебного процесса в ЛСГМИ рекомендован Министерством здравоохранения РСФСР другим медицинским вузам.
С этого года ЛСГМИ был определен головным ВУЗом в области санитарно-гигиенического образования.
В связи с возрастающей потребностью учреждений здравоохранения Ленинграда в специалистах лечебного профиля в институте в 1966 году вновь был открыт лечебный факультет.
С 1991 года вузом руководит академик-РАМН Александр Владимирович Шабров.
В 1994 году ЛСГМИ переименован в Санкт-Петербургскую государственную медицинскую академию.
В 1997 году академии присвоено имя выдающегося микробиолога
и иммунолога, лауреата Нобелевской премии И.И. Мечникова.
Начиная с 1994/95 учебного года обучение студентов в академии осуществляется в соответствии с Государственными общеобразовательными стандартами. |
Практические занятия на кафедре судебной медицины
На их основе в вузе разработаны образовательные программы по всем дисциплинам, обеспеченные учебно-методическими материалами.
В учебный процесс внедряются элементы качества подготовки специалистов на всех уровнях.
Академия твердо занимает позицию ведущего центра страны в области медицинского образования и науки.
В ее стенах работали такие всемирно известные ученые, основоположники научных школ, как В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, P.P. Вреден, Н.Е. Введенский, С.И. Златогоров, А.А. Ухтомский, В.А. Оппель, Ф.Я. Чистович, Г.Ф. Ланг, Д.А. Жданов, П.Н. Напалков, А.В. Смирнов, А.А. Кедров, С.М. Рысс, а также выдающиеся академики АМН СССР: патолог Н.Н. Аничков (президент Академии медицинских наук, 1947-1953), фармаколог С.В. Аничков (основатель и руководитель Всемирного общества фармакологов), нейрохирург и травматолог А.Л. Поленов (основатель первой в стране кафедры ортопедии и травматологии в ГИМЗ), гигиенист З.Г Френкель, написавший в блокадном Ленинграде уникальный научный труд «Удлинение жизни и активная старость».
Ныне академия осуществляет подготовку специалистов по лечебному, медико-профилактическому и сестринскому делу.
На трех факультетах додипломного образования обучается около 5 тыс. российских и зарубежных студентов, на последипломном уровне - более 600 человек (аспиранты, ординаторы, интерны).
На 65 кафедрах академии успешно работают более 800 преподавателей, среди которых более 135 профессоров и более 400 доцентов и кандидатов наук.
Структура академии включает: факультеты довузовской подготовки, медико-профилактический, лечебный, высшего сестринского образования, иностранных учащихся: управление последипломного образования, в которое входят факультеты дополнительного профессионального образования, и отдел последипломного обучения.
Академия является ведущим методическим центром России в области медико-профилактического образования.
Вуз готовит врачей медико-профилактического и лечебного профилей более чем по 68 специальностям, включая врачей общей практики, специалистов но управлению и экономике здравоохранения, лабораторному делу, менеджменту в сестринском деле.
В начале второго десятилетия XXI века основополагающим в работе академии по-прежнему остается качество учебного процесса.
Обучение осуществляется по многоуровневому принципу: довузовское обучение, вузовский этап (додипломное обучение), последипломная подготовка, усовершенствование специалистов.
На первом, довузовском, уровне создано несколько организационных форм профессиональной ориентации и подготовки молодежи к поступлению в вуз, в том числе школа-лицей при академии.
В академии работают 3 диссертационных совета по присуждению
ученых степеней по 10 специальностям: эпидемиологии, микробиологии,
инфекционным болезням, гигиене, медицинетруда, общественному здоровью и
здравоохранению, внутренним болезням, гастроэнтерологии, хирургии,
фармакологии.
Вуз осуществляет подготовку докторов и кандидатов медицинских наук по 28 специальностям. В решении научных проблем принимают участие члены студенческого научного общества, организованного в вузе еще в 1920-е годы. За успехи в учебе и научной работе ряд студентов академии удостоены стипендий, учрежденных Президентом и Правительством Российской Федерации, губернатором Санкт-Петербурга. |
В хирургической клинике академии
Успешно реализуются рекомендации Минздрава Российской Федерации влиять на процесс распределения выпускников как медико-профилактического, так и лечебного профиля.
Для этого в академии разработана и внедрена принципиально новая система подготовки врачей. С 1993 года прием молодежи на медико-профилактический и лечебный факультеты проводят по целевому набору.
Производственную практику эти студенты проходят по месту будущей работы.
В начале XXI века в условиях принципиальных изменений в работе органов и учреждений здравоохранения, возникает необходимость в руководителях и специалистах нового типа, компетентных в вопросах управления экономикой здравоохранения, защиты прав потребителей и административно-хозяйственного права. Академия решает эту задачу, уже более 10 лет осуществляя подготовку специалистов по экономике и управлению здравоохранением, менеджменту и маркетингу. Важнейшим направлением в деятельности академии является выполнение научных исследований, которые совпадают с профилем подготовки специалистов. В вузе работают 12 научно-практических медицинских центров. |
Учебный музей на кафедре анатомии человека
Гордостью академии являются 15 заслуженных деятелей науки, 12 заслуженных работников высшей школы Российской Федерации, более -10 академиков и членов-корреспондентов различных академий, 3 лауреата премии Правительства Российской Федерации, 17 заслуженных врачей.
Среди медицинских вузов России Санкт-Петербургская государственная медицинская академия имени И.И. Мечникова устойчиво занимает 5—7-е рейтинговые места. Но главная оценка ее работе дана в марте 2007 года: во время очередной комплексной проверки академия получила лицензию на ближайшие 5 лет с правом государственной подготовки специалистов лечебного, медико-профилактического и сестринского дела.
Сохраняя и развивая лучшие научные гигиенические, клинические и медико-биологические школы, Медицинская академия имени Н.И. Мечникова на до- и последипломном уровнях осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов для лечебно-профилактических учреждений здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы России и зарубежных стран.
В 2007 году академия стала лауреатом международной премии «Профессия -жизнь» в области медицины, индустрии здоровья и сохранения среды обитания человека в номинации «Ведущее медицинское учебное заведение года».