Во время социально-экономического кризиса конца 80-х — начала 90-х гг. XX в
В конце 80-х гг. XX в. страну охватил глубокий социально-экономический кризис, в результате которого распался Советский Союз и произошла смена общественного строя. В России началось строительство общества с рыночной экономикой и демократическими началами. Кризис охватил все без исключения стороны жизни населения, в том числе сферы образования и здравоохранения. Причем больше всего пострадали работники так называемой бюджетной сферы. Их зарплата стала в условиях безудержной инфляции крайне низкой и выдавалась нерегулярно. Фактически прекратилось финансирование вузовской науки.
В кризис Казанский государственный медицинский институт вступил с новым ректором. Впервые в истории вуза в советское время ректор был не назначен, а выбран на альтернативной основе. Это случилось 27 февраля 1989 г. Новым руководителем института стал заведующий кафедрой гигиены труда, профессор Наиль Хабибуллович Амиров.
Ректор прекрасно осознавал экстремальность сложившейся ситуации. Он писал: «Недостаточное, хронически отстающее финансирование лихорадит институт и осложняет работу всех его подразделений. По этой причине для института, являющегося элитным в ряду медицинских школ мира, возникает опасность утратить свою высокую позицию. Теряются квалифицированные кадры, свертываются некоторые научные темы. Острый дефицит средств на приобретение аппаратуры, медикаментов, учебной и научной литературы, реактивов и животных может сказаться на уровне учебного процесса... В таких условиях следует располагать самыми различными способами добывания денежных средств».
В первую очередь, по мнению Н. X. Амирова, им должен был стать прием в вуз сверх государственного заказа абитуриентов на контрактной основе с возмещением затрат на их обучение.
Одним из направлений «зарабатывания» денежных средств в КГМИ стала подготовка дипломированных специалистов-медиков по дополнительным, индивидуальным программам. Так, стало осуществляться внедрение учебной программы по специальности «медицинская психология» на кафедре психиатрии, по специальности «медицинская аппаратура и оборудование» — на кафедре физики. Большой интерес у студентов вызвали дополнительные занятия по мануальной терапии, лечебному массажу, изучению иностранных языков.
К 1994 г. в КГМИ на 66 кафедрах и одном курсе работали 548
преподавателей, из них 79 докторов наук, 67 профессоров, 86 доцентов, 338
кандидатов наук. В институте работали член-корреспондент Российской академии
медицинских наук, 2 академика, 2 члена-корреспондента Академии наук Татарстана,
3 заслуженных деятеля науки Российской Федерации, 14 заслуженных деятелей науки
Республики Татарстан.
В 1993/94 учебном году были организованы филиалы (в
последующем учебно-методические центры) КГМИ в городах Набережные Челны и
Йошкар-Ола. Первый возглавил кандидат медицинских наук Алексей Станиславович
Созинов, второй — кандидат медицинских наук, доцент Виктор Петрович Рассанов
(1947— 2003), долгие годы работавший заместителем министра, министром
здравоохранения, вице-премьером в правительстве Республики Марий Эл. Задачами
этих центров стали: обучение студентов-субординаторов, интернов, проведение
выездных циклов факультета последипломного образования, организация всех видов
производственной практики, лечебно-профилактическая и научная деятельность.
На пяти факультетах — лечебном медико-профилактическом, педиатрическом, стоматологическом и фармацевтическом, социальных работников — обучалось более 4500 студентов. Активно развивалась компьютеризация учебного и научного процессов. При 13 кафедрах были созданы дисплейные классы, 34 кафедры имеют компьютеры разных систем.
КГМИ насчитывал 34 клинические кафедры, размещенные в 19 крупных профильных больницах, 14 поликлиниках, 7 женских консультациях с общим коечным фондом до 6356. На этих кафедрах работали 34 профессора, 42 доцента, 239 ассистентов, из них 197 имели ученую степень кандидата наук. Внеинститутские учебные базы располагались в крупных больницах, поликлиниках, учреждениях сан-эпиднадзора и фармации Республики Татарстан, Республики Марий Эл. Уровень технического оснащения и профессиональная подготовка кадров этих учреждений отвечала современным требованиям практической подготовки студентов. Особенно современным оснащением отличались такие крупные базы, как Республиканская клиническая больница, Детская республиканская клиническая больница, Республиканский диагностический центр, 18-я городская больница, урологическая клиника института, где студенты знакомились и осваивали ультразвуковое сканирование, компьютерную рентгеновскую и ядерномагнитную томографию, ангиографию, различные виды эндоскопии, автоматизированные лабораторные исследования, лазеротерапию.
Несмотря на крайне тяжелые условия, в 1989—1994 гг. была защищена 31 докторская диссертация. Большинство из защитившихся стали в 90-х гг. XX в. ведущими специалистами Казани в различных областях теоретической и клинической медицины, возглавили кафедры в КГМУ: физиологи Е. Е. Никольский, Р. А. Гиниатуллин, биохимики Р. И. Литвинов и Р. Ф. Байкеев, патологи Н. Ш. Шамсутдинов, С. Б. Петров, С. В. Петров, фармакологи Р. С. Гараев, P. X. Хафизьянова, педиатры А. В. Кузнецова и Л. К. Фазлеева, детский хирург А. А. Ахунзянов, уролог М. Э. Ситдыкова, терапевт И. Г. Салихов, фтизиатр А. А. Визель, хирурги А. X. Давлетшин, Д. М. Красильников, судебный медик Г. М. Харин, социал-гигиенисты А. Н. Галиуллин и А. X. Яруллин. За этот же период защищено 130 кандидатских диссертаций.
29 апреля 1994 г. КГМИ получает статус медицинского университета. Начинается новый этап в развитии высшей медицинской школы в Казани.