Еще одной приметой нового времени стали международные связи. Рухнувший «железный занавес» перестал служить препятствием для сотрудничества с вузами из зарубежья. До середины 90-х гг. XX в. происходили эпизодические кратковременные контакты с коллегами из Германии, Италии, Франции, Китая, Египта, Турции и других стран. В большинстве своем они носили ознакомительный характер. Ко второй половине последнего десятилетия XX в. оформились серьезные совместные проекты, которые не только оказали заметное влияние на жизнь КГМУ, но и привели к тому, что некоторые сотрудники связали свою дальнейшую профессиональную жизнь и судьбу с партнерскими вузами.
Казанский медицинский университет в числе трех российских вузов (Екатеринбург, Казань, Челябинск) вместе с украинскими и американскими партнерами участвовал в проекте международного развития IREX-USAID (1995—1997 гг.), в рамках которого происходили обменные визиты преподавателей и студентов, совместные семинары.
С 1997 г. реализуется договор прямого сотрудничества между Казанским медицинским и Йельским (США) университетами. Инициатором его с американской стороны стал профессор Маджид Садиг, позднее избранный почетным профессором Казанского медицинского университета.
Эффективное сотрудничество налажено с Левенским католическим университетом (Бельгия). В 1999 г. Фламандским правительством даже финансировался совместный проект «Совершенствование учебного плана Казанского медицинского университета».
Интенсивно развивались контакты с Хедон-клиник (Германия). Сотрудники университета в течение ряда лет принимали участие в ежегодно организуемых клиникой симпозиумах (г. Линген). Профессор Э. И. Богданов получил премию за работу, признанную лучшей в области неврологии.
Плодотворные научные связи налажены у казанских физиологов с учеными из института физиологии АН Чехии. Профессор Е. Е. Никольский награжден медалями Чешской республики имени Яна Пуркинье и Иозефа Главки.
Университет получил статус ассоциированного члена Всемирной федерации медицинских студенческих ассоциаций, что позволило принимать участие в ежегодных заседаниях Всемирной и Европейской федераций, заключать договоры о студенческих обменах и направлять студентов (от 20 до 40 человек ежегодно) на стажировки и практику в зарубежные вузы и клиники.
Ряд выпускников и преподавателей выехал за рубеж на постоянное место жительства. Для физиологов этот процесс приобрел существенный характер. К 2004 г. в США, Франции, Италии работали 14 питомцев кафедры нормальной физиологии при численности профессорско-преподавательского коллектива по штату — 8 человек. В какой-то степени, действительно, «утечка мозгов». Некоторые из уехавших старались оказать содействие alma mater. С помощью работающего с конца 1990-х гг. в США А. X. Уразаева, были налажены партнерские связи с университетом штата Северная Каролина (медицинская школа Броуди). В результате знакомства с учебным процессом в этом университете удалось перенять методику использования «стандартизированных пациентов» (актеров, имитирующих болезни) и организовать на основе этой образовательной технологии первый в России центр освоения практических умений (2002). Кроме того, в этом подразделении были применены и «подсмотренные» в Бельгии (Левенский католический университет) подходы к тренажерному обучению студентов мануальным навыкам.
Результатом вузовских международных связей, постепенного утверждения России на мировом образовательном рынке стало обучение иностранных граждан. Они появились в Казанском медицинском институте в 1991 г. В 1996 г. медицинский университет впервые закончили три иностранца (суданка и два ливанца). Численность их хотя и волнообразно, но с годами нарастала и к 2004 г. составила 154 человека из 29 стран.
Таблица 7.3 Количество иностранных граждан — выпускников медуниверситета
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
Итого | |
Лечебный |
5 |
33 |
30 |
25 |
12 |
5 |
110 | |
Стоматологический |
3 |
5 |
3 |
8 |
3 |
5 |
1 |
28 |
Фармацевтический |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
24 | |
Всего |
3 |
15 |
40 |
42 |
31 |
22 |
9 |
162 |
Ординатура |
1 |
7 |
8 | |||||
Аспирантура |
1 |
1 | ||||||
Итого |
3 |
15 |
40 |
42 |
31 |
23 |
17 |
171 |
В 2002 г. первой из зарубежных питомцев КГМУ ученую степень кандидата наук (химических) получила выпускница фармацевтического факультета Нго Банкопки Бернадет (Судан). В 2003 г. для граждан Индии в вузе было начато преподавание на английском языке или, как это принято называть официально, языке-посреднике, поскольку закон предусматривает возможность обучения в России на русском или языках национально-государственных образований Федерации.