В декабре 2011 г. исполняется ровно год с тех пор как в КГМУ вошёл Казанский медико-фармацевтический колледж. В нем на высоком уровне ведется подготовка специалистов среднего звена по специальностям «Фармация» и «Сестринское дело» под руководством с 2007 г. д. фарм. н. Рузалии Тухбатуллиной. При ее активном участии был основан замечательный музей истории и развития колледжа и фармации в РТ, улучшена материально-техническая база колледжа, введен в строй новый учебный коопус по ул. Тукаевской, осуществлён приём абитуриентов на отделение повышенного уровня подготовки специалистов по третьей специальности -«Лабораторной диагностике». Этот список можно продолжать. |
Первые шаги
В 1975 году после окончания 8-го класса школы Рузалия поступила в Казанское фармацевтическое училище, которое окончила в 1978 году с отличием. А в 1976 году в числе группы студентов ВУЗов и СУЗов страны, отличившихся в учёбе и в общественной работе. Рузалия Тухбатуллина была приглашена в Кремлевский Дворец Съездов. Памятная фотография этого события занимает особое место в фотоальбоме. Рузалия мечтала продолжить обучение в Ленинградском химико-фармацевтическом институте. Но по желанию родителей поступила на открывшийся в 1975 г. фармацевтический факультет Казанского медицинского института.
Увлечение наукой
В институте Рузалия увлекалась научно-исследовательской работой, занималась в различных кружках, участвовала в олимпиадах и конференциях. После окончания, отказавшись от предложенной должности инспектора в Аптечном управлении, она занялась наукой и преподаванием на кафедре технологии лекарств, возглавляемой Л.А. Поцелуевой. В том же году Рузалия Габдулхаковна по совету заведующей кафедрой сдала кандидатские экзамены по философии и иностранному языку. Но выполнение научно-исследовательской работы по технологии лекарств предполагало наличие соответствующей материально-технической базы, которая в тот период отсутствовала. Ей пришлось заниматься проблемами, напрямую не связанными с фармацией. Экспериментальная работа Рузалии Габдулхаковны была посвящена изучению накопления препарата РНК-азы в лимфе, и под руководством профессора М.М. Миннибаева она освоила методику оперирования грудного протока на хомяках.
В профессию и практику
В 1987 году Рузалия Габдулхаковна приняла решение вернуться к своей профессии и перейти на практическую работу. Она была назначена заместителем заведующей, а затем и заведующей аптекой № 350, которая находится на перекрёстке улиц Гвадейская и А.Кутуя. В ней она трудилась до 2000 г., параллельно обучаясь в Казанском финансово экономическом институте по специальности «Менеджмент» и квалификации «Экономист». Полученные знания позволили Рузалие Габдулхаковне написать и защитить диссертацию на соискание учёной степени кандидата фармацевтических наук. Рузалия Габдулхаковна защитила в НИИ Фармации г. Москва по актуальной и слабо изученной тогда проблеме - финансового анализа деятельности аптек РТ, включая разработку рентабельности финансовых коэффициентов. Её научным руководителем являлся к. фарм. н. Р.С. Сафиуллин, а научным консультантом - д.э.н. М.Р. Сафиуллин.
Постоянный рост
В 2001 году Р.Г. Тухбатуллина была назначена директором Республиканского центра фармацевтической информации МЗ РТ, затем она возглавила учебно-консультационный центр ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана». На протяжении многих лет Рузалия Габдулхаковна являлась исполнительным директором Татарской Ассоциации фармацевтических работников. В 2003 году она была назначена начальником отдела маркетинга Управления инженерно-технической службы МЗ РТ и в этот же период прошла переподготовку на курсах повышения квалификации при Институте государственных закупок Государственного университета Высшей школы экономики.
Педагогика
Рузалия Габдулхаковна постоянно преподавала: сначала по совместительству в медицинском колледже и в фармацевтическом училище. Затем работала ассистентом курса фармации факультета последипломного образования КГМУ и старшим преподавателем кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением КГМА. В Медицинской академии ею выполнена докторская диссертация на тему «Теоретические и методические основы разработки организационно-экономической модели лекарственного обеспечения стационарных больных в современных условиях на примере Республики Татарстан», успешно защищенная в Российском университете Дружбы Народов (г. Москва).
За эту работу она искренне благодарит своего научного консультанта - профессора Р.С.Сафиуллина.
За период работы директором колледжа Р.Г. Тухбатуллиной вместе с соавторами были написаны и изданы две книги «Казанские фармацевты» (Тухбатуллина Р.Г., Кузнецова A.M., 2009) и «Фармация: события, факты, люди» (Тухбатуллина Р.Г., Галеева З.М., Кузнецова A.M., 2010).
Признание
Р.Г. Тухбатуллина является членом Совета директоров средних учебных заведений РТ и РФ, членом Правительственной комиссии РТ по профилактике правонарушений, членом рабочей группы по профилактике злоупотребления алкогольной продукцией, пивом, табаком и формированию здорового образа жизни среди населения в РТ и членом редакционного совета журнала «Вестник современной клинической медицины». Она «Заслуженный работник здравоохранения РТ» и «Отличник здравоохранения РФ». Неоднократно награждалась Почётными грамотами МЗ РТ, Исполнительного комитета г. Казани, а также отмечена Благодарственным письмом Государственного Совета Республики Татарстан и др.
Семья
Её опорой, другом и любимым является - Мунир Габдулфатович. Он заведующий кафедрой ультразвуковой диагностики КГМА, профессор, зам. главного врача РКБ 2. Радуют их своими успехами и дочери. Старшая -Зарина Мунировна -врач, к.м.н. , доцент кафедры терапии КГМА, младшая - Алсу Мунировна - юрист, аспирант КГУ. Тухбатуллины имеют и замечательных внуков - семилетнего Эмиля и трехлетнюю Арианну.
газета Казанский медик,
№8 (8345), 29 ноября 2012, стр.
3,
автор статьи Мила Полуева
Блиц-опрос
Любить - это значит быть счастливым!
- Рузалия Габдулхаковна, Вы трудились во многих организациях, которые имели разные уклады. Что несут традиции в коллективе? Насколько они необходимы сегодня?
- Традиции, прежде всего, должны соответствовать времени, и тогда они нужны...
- Есть ли необходимость в наставничестве сегодня?
- Что дало это мне? Это движение зародилось в нашей стране в 30-е годы прошлого столетия и широко распространилось в 70-е. В 70-е годы я училась в Медико-фармацевтическом училище и была окружена опытными наставниками- фармацевтами. Они с трепетом и любовью к своей профессии передавали свой опыт и мастерство. Именно об их роли в становлении меня как специалиста я пишу в своей будущей книге.
- Какую оценку Вы бы дали уровню корпоративной культуры в КГМУ?
- У Казанскою медико-фармацевтического колледжа КГМУ всё ещё идет период адаптации, и поэтому, я думаю, ответ на данный вопрос пока у меня не готов.
- Коллектив, какое место он занимает в Вашей жизни. И его ниша в современных условиях?
- В полном смысле это понятие, наверно, было в социалистические времена, когда существовала коллективная оплата труда по конечным результатам работы коллектива. Такое распределение обеспечивало развитие коллективизма и взаимопомощи в первичном производственном звене и соответствовало понятию государственного предприятия. В эти годы люди жили понятием коллектив, и он играл важную роль в жизни каждого человека, и в моей тоже.
Сегодня я затрудняюсь сказать, насколько значим коллектив. Сейчас чаще говорят о единомышленниках или команде. Несколько лет назад корреспондент у меня спросила: «Как Вы думаете, правильно ли, когда назначенный руководитель приводит свою команду?». Тогда я ответила, что я работала всегда с теми людьми, которые мне доставались по наследству от прежних руководителей. Сегодня можно работать только с командой и больше никак.
- Как бороться с коррупцией в медицине?
- Необходимо совершенствовать нормативно-законодательную базу на уровне государства. С учетом уязвимых мест в организациях необходимо разработать положения, инструкции, где пошагово описываются нормы поведения. И. естественно, должно быть действенное наказание за отступление от нормативов.
- Кому обязаны своим успехом?
- Своим родителям, которые смогли привить мне трудолюбие, целеустремленность и веру в успех любого начатого дела. И всем своим учителям, наставникам и людям, которые встречались на моем жизненном пути. Особую признательность хочу выразить своей семье: мужу и моим двум дочерям, зятьям, внукам, которые меня всегда понимают и поддерживают и в радостные и в трудные минуты. И добавлю, что многое зависело и от меня самой.
- Любить - это...
Значит быть счастливым!
Кристина Соловей