В 1885 году благодаря усилиям великой княгини Елены
Павловны в Санкт-Петербурге был открыт Императорский Клинический институт,
причем одним из основных направлений его деятельности явилось
последипломное образование врачей.
Необходимость его создания была обусловлена тем, что во второй половине XIX столетия только немногим русским врачам было доступно усовершенствование на медицинских факультетах заграничных университетов, в то время как в стране с каждым годом все более остро ощущалась необходимость подготовки квалифицированных кадров, и особенно земских врачей. |
Идея создания института принадлежит известным профессорам медицины XIX столетия - И.П. Пирогову, Н.Ф. Здекауеру, профессору Медико-хирургической академии и первому директору института Э.Э. Эйхвальду.
Живое участие в его организации принимали высочайшие покровительницы института - великие княгини Елена Павловна и ее дочь Екатерина Михайловна, при которой Институт был построен по проекту академика архитектуры Р.А. Гедике и открыт в 1885 году.
Принцесса Вюртембергская Фредерика-Шарлотта-Мария (после принятия православия - Елена Павловна) стала женой младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича в 1823 году.
Одна ив самых образованных и просвещенных женщин России своего времени - император Николай I называл ее «ученый нашего семейства», -она всю жизнь покровительствовала многим известным деятелям русской науки и культуры.
Широкое признание получила ее деятельность на поприще благотворительности и медицинского образования. Горячо поддержав идею ученых-медиков о необходимости создания специального института усовершенствования врачей, в 1871 году Елена Павловна получила в распоряжение участок земли на Преображенском плаце, где впоследствии был построен Клинический институт.
На его строительство она пожертвовала капитал в 75 тысяч рублей. Поддержка многочисленных - известных и неизвестных - благотворителей, жертвовавших на нужды строительства, на приобретение необходимого оборудования и содержание бесплатных кроватей, и в дальнейшем имела немаловажное значение для удовлетворения разнообразных нужд Института и для его развития в целом.
По замыслу личного врача великой княгини Елены Павловны Э.Э. Эйхвальда, институт стал «вольной медицинской школой, не дающей никаких прав, но святоверющей в любовь русских врачей к науке и в сознательное их отношение к священным задачам врачевания».
Желавшие получить усовершенствование на основе новейших достижений медицинской науки врачи должны были сами записываться на платные и бесплатные курсы, которые читали в институте известные профессора.
Сначала открылись четыре кафедры - терапии, которой заведовал Э.Э. Эйхвальд, хирургии (профессор Н.Д. Монастырский), патологической анатомии с бактериологией (профессор М.И. Афанасьев, ставший впоследствии директором) и патологической физиологии (профессор А.В. Лель).
В 1894 году Клинический институт перешел в ведение Министерства народного просвещения, и его попечителями стали сыновья великой княгини Екатерины Михайловны, герцоги Мекленбург-Стрелицкие Георгий Георгиевич (до 1909 года) и Михаил Георгиевич (до 1917 года), известные многочисленными делами благотворительности и милосердия.
Попечители выделяли средства на то, чтобы институт мог по словам самого Георгия Георгиевича, «восполнять пробелы в знаниях врачей, практикующих в провинциях, дать им возможность от времени до времени знакомиться с новыми методами лечения, всегда держаться на высоте современных научных требований, чтобы оправдать возлагаемые на него надежды».
Еленинский Клинический институт действительно мог гордиться поистине блистательным созвездием передовых ученых-медиков.
Кроме упомянутых выше это профессора Н.В. Склифосовский и Г.Ф. Тилинг, Д.О. Отт, О.О. Мочутковский, А.К. Лимберг, Д.Л. Романовский. Н.А. Михайлов и многие другие.
До 1917 года было открыто несколько специализированных отделений (глазное, гинекологическое, нервное, оториноларингологическое, урологическое, сифилитическое); к 1915 году стало 211 больничных мест.
В годы Первой мировой войны в Клиническом институте были организованы курсы сестер милосердия и развернут госпиталь. До революции в клиниках прошли бесплатное и платное лечение более 23 000 больных.
После революции деятельность Клинического института переходит на государственную основу и обучение приобретает обязательный характер.
В 1924 году институт получает новое, хорошо известное ленинградцам название, сохранявшееся заним втечение всего советского периода, - Государственный институт для усовершенствования врачей (ГИДУВ).
В нем продолжали работать выдающиеся научные деятели. Назовем лишь некоторых: основоположник отечественной онкологии академик Н.Н. Петров, профессора Я.Л. Ловцкий, P.P. Вреден, Г.Д. Белоновский, Р.В. Кипарский.
В 1920-е -1930-е годы пришли академики и профессора, составившие гордость советской медицинской науки: З.Г. Френкель, В.А. Оппель, Е.С.Лондон, В.Л.Поленов, О.Н. Подвысоцкая, П.Г. Корпев, А.А. Лимберг и другие.
В послевоенное время в ГИДУВе трудились такие большие ученые, как М.Ф. Глазунов, Л.А.Орбели, .В.С. Ильин, Н.И. Блинов, Г.В. Головин, В.Л. Ваневский, С.А. Гаджиев, O.K. Хмельницкий, А.Г. Земляной, А.В. Воронцов и другие.
В академии продолжают работать известные профессора - В.А. Михайлович, М.А. Репина, В.М. Ретнев, А.Г. Земская, Н.В. Орлова, А.А. Крылов, Н.Н. Блинов, В.П. Алферов.
В советское время успехи ГИДУВа отмечены высокими государственными наградами: в канун 50-летнего юбилея он был награжден орденом Ленина, ему присвоено имя С.М. Кирова, к 100-летию со дня основания на знамени института появилась еще одна высокая награда страны — орден Октябрьской революции.
Профессор С.А. Симбирцев находился на посту ректора с 1979 по 1995 год. В том же году ректором избран профессор Н.А. Беляков. С сентября 2007 года обязанности ректора исполняет доктор медицинских наук О.Г. Хурцилава.
В 1992 году в соответствии с новым законом «Об образовании» ГИДУВ успешно прошел свою первую аттестацию. Постановлением правительства от 16 апреля 1993 года № 662-р институт был преобразован в академию и стал называться Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования» - СПбМАПО.
С 2000 года в академии издается ежемесячная газета «Вестник МАПО». В 2006 году на основной клинической базе открылся центр антицитокиновой терапии, в регистре которого ныне состоит более 300 больных с различными системными аутоиммунными заболеваниями, часть из которых лечится с использованием дорогостоящих биологических генно-инженерных препаратов (инфликсимаб, ритуксимаб, адалимумаб), закупаемых за счет средств федерального и муниципального бюджетов.
В том же году был открыт диализный центр, где одновременно получают заместительную почечную терапию более 80 жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Клинические подразделения основной базы активно продолжили внедрение локальной компьютерной сети в 2007 году. Соединение всех подразделений компьютерной сетевой связью в 2008-2009 годах позволило значительно повысить уровень управления качеством лечения.
Научный процесс в СпбМАПО |
В 2008 году академия получила лицензию на оказание
высокотехнологичной медицинской помощи по семи профилям (абдоминальная
хирургия, дерматовенерология, неврология, офтальмология, ревматология,
сердечно-сосудистая хирургия, эндокринология).
Это позволяет ежегодно производить высокотехнологичное лечение более 2000 больных. С 2008 года проводятся активная реконструкция и расширение клинической базы в медико-профилактическом центре (с увеличением коечного фонда до 100 коек), где успешно функционируют четыре отделения (неврологическое, офтальмологическое, два терапевтических). В 2009 году была полностью введена в эксплуатацию офтальмологическая операционная, оснащенная самым современным оборудованием, позволяющим выполнять весь спектр оперативных вмешательств на органе зрения. |
Сотрудники академии проводят лечебную работу как на собственной клинической базе (состоящей из 415 коек основной клиники, медико - профилактического центра и НИИ медицинской микологии и включающей 13 специализированных отделений, диализный центр, центр антицитокиновой терапии и центр семейной медицины), так и на клинических базах кафедр в 130 лечебно-профилактических учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
После проведенной в конце 1990-х годов на основной базе реконструкции там вновь разместились четыре хирургических отделения с тремя операционными блоками, два терапевтических и два неврологических отделения.
Увеличиваются объемы оказания медицинской помощи населению Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации.
В 2009 году количество пролеченных больных составило 7501 пациента, при этом госпитальная летальность снизилась в 3.5 раза. В том же году через амбулаторные подразделения академии прошли более 300 000 человек.
Укрепилась материально-техническая база клинических подразделений: в 2004-2009 годах введены в эксплуатацию ряд лечебно-диагностических приборов экспертного класса: самый современный комплект оборудования для офтальмологической операционной, ангиографическая установка, 64-слайсовый компьютерный томограф, УЗИ-сканеры, цифровые рентгеновские установки, эндоскопическое оборудование, аппарат искусственного кровообращения, аппарат для реинфузии крови, ДНК-секвенатор, аппарат для сепарации мононуклеаров.
Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования представляет собой крупный одновременно учебный, научный и лечебный комплекс где ежегодно проходят обучение десятки тысяч врачей из Санкт-Петербурга и других регионов России. В структуру учебного подразделения входят шесть факультетов - хирургический, терапевтический, медико-биологический, педиатрический, стоматологический и факультет общественного здравоохранения с 80 кафедрами, представляющими все направления медицинской деятельности. Образование врачей-слушателей по клиническим дисциплинам осуществляется как на базе собственных клиник, так и в крупных городских больницах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также клиниках научно-исследовательских институтов федерального подчинения. |
Офтальмологическая клиника
Для реализации образовательных задач в академии наличествуют программы послевузовского медицинского и фармацевтического образования (интернатура, ординатура, аспирантура, докторантура) и дополнительные образовательные программы (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка на рабочем месте и другие) в соответствии с лицензионными требованиями.
Проводятся также аттестационные и сертификационные учебные циклы, в том числе сертификация врачей и средних медицинских работников, провизоров и фармацевтов.
Цель профессиональной переподготовки (специализации) - получение специалистами дополнительных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности при работе в должности специалиста.
Она осуществляется согласно квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским образованием (приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 7.07.2009 г. № 415н) и организуется в форме учебных циклов продолжительностью не менее трех с половиной месяцев (504 часа).
Отделение диализа |
На эти циклы зачисляются медицинские работники с высшим
образованием, прошедшие подготовку в интернатуре, ординатуре или
аспирантуре, при наличии сертификата по соответствующеей основной
специальности.
Цель повышения квалификации -обновление теоретических знаний и практических навыков специалистов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Проводится по мере необходимости, но не менее одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работника. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. |
Послевузовское образование в клинической интернатуре и ординатуре в СПбМАПО проводится по 29 основным специальностям и 70 специальностям, требующим дополнительной подготовки (в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» от 23.04.2009 г., № 210 н).
Поступление в клиническую интернатуру и ординатуру осуществляется: на конкурсной основе, в соответствии с контрольными цифрами приема в клиническую интернатуру и ординатуру, утверждаемыми ежегодно Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации: по целевому направлению Минздравсоцразвития Российской Федерации: на контрактной основе в соответствии с договорами возмездного оказания услуг.
Ежегодно в клинической интернатуре и ординатуре обучаются более 1600 российских и иностранных врачей. Немаловажным является тот факт, что иногородние слушатели всех форм обучения, приезжающие на учебу в академию, обеспечиваются местами в общежитии с комфортными комнатами и квартирами.
Приоритетными направлениями образовательной деятельности в академии были и остаются повышение качества обучения на кафедрах, подготовка и проведение новых учебных циклов по востребованным направлениям медицинской деятельности, а также постоянное внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий. Научные исследования в академии проводятся по трем ведущим направлениям, утвержденным на 2006-2010 годы ученым советом академии (26.11.2005 г.): разработка модели обеспечения учебного процесса и финансово-экономической деятельности для учреждения последипломного образования; экология большого города; современные проблемы профилактики, диагностики и лечения основных заболеваний человека. В рамках этих направлений выполняется десять тем, причем четыре из них включены в перечень Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приказ № 257 от 20.05.2009 г.). |
Стоматологическое отделение Фактические результаты работы демонстрируют потенциал и крепость академического духа. Только в 2009 году сотрудниками академии опубликовано в различных изданиях 2418 печатных работ (55 монографий. 213 методических пособия, 600 статей в рецензируемых журналах и прочее).
Проведена отчетная научная сессия по итогам выполнения научно-исследовательских работ, издан сборник трудов, продолжен выпуск пяти научных журналов, учредителем которых является академия и три из которых включены в список ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.
В 2009 году организовано и проведено 72 научных мероприятия (конференций, форумов, съездов) в том числе с международным участием. Сотрудниками прочитано 1126 докладов: 363 - на международных форумах, 540 - на республиканских; сделано 223 сообщения на заседаниях научных обществ.
Важным ресурсом для пополнения и обновления преподавательских и научных кадров академии является подготовка аспирантов. В аспирантуру в 2009 году поступило 70 человек, из них 24 на контрактной основе, причем постоянно увеличивается количество контрактных аспирантов из регионов Российской Федерации.
Приказом Росздравнадзора от 2 декабря 2005 года № 2711—пр/05 академия аккредитована на право проведения клинических исследований лекарственных средств.
Проводятся постмаркетинговые исследования, а также исследования но II и III фазам стандарта GCP («Good Clinical Practice», «Надлежащая клиническая практика», ГОСТ Р 52379-2005).
Это международный стандарт этических норм и качества научных исследований, описывающий правила разработки, проведения, ведения документации и отчётности о клинических исследованиях, - исследованиях, подразумевающих участие человека в качестве испытуемого, Соответствие исследования этому стандарту говорит о публичном соблюдении прав участников исследования, правил по обеспечению их безопасности, стремления к ненанесению вреда, а также требований к достоверности исследований.
Правила были инициированы в Хельсинкской декларации («Declaration of Helsinki») Международной конференции по гармонизации («International Conference on Harmonisation”, ICH).
Материально-техническое оснащение академии и квалификация ее сотрудников позволяют выполнять научную работу по исследованию лекарственных средств на самом современном уровне и участвовать в создании проектов по актуальным и перспективным разработкам.
Учебный процесс. Стоматология |
Координацию международной работы в СПбМАПО проводит отдел международных отношений. Академия поддерживает и развивает отношения с рядом престижных международных фондов, организаций и зарубежных университетов, что дает ей возможность партнерства в многоцентровых научно-исследовательских программах и образовательных проектах, а специалистам академии - проходить стажировки в зарубежных университетах и клиниках, участвовать в конференциях, выступать с докладами и лекциями. |
Сохранение преемственности - один из основных факторов успешного развития, а благодарность потомков и их гордость за своих предшественников -не только немаловажный нравственный принцип профессиональной деятельности, но и один из главных стимулов продолжения лучших традиций отечественной медицинской науки, медицинского образования и, главное, лечения больных.
Историческая память сохранилась. Ведется исследовательская и собирательская работа, издаются книги по истории академии, сборники и отдельные публикации о жизни и деятельности известных ученых Еленинского Клинического института/ЛенГИДУВа/СПбМАПО, работает музей академии.
Еще в 1965 году было восстановлено празднование Актового дня института, приуроченного ко дню тезоименитства великой княгини Елены Павловны.
В 1999 году фундаментальная библиотека переехала из занимаемого ею бывшею домового храма академии на Заневский проспект, и тогда же после реставрационных работ он был освящен и открыт для верующих.
Храм святой равноапостольной царицы Елены - живой символ исторической связи времен и духовного возрождения. В саду академии установлены бюсты великой княгини Елены Павловны и Эдуарда Эдуардовича Эйхвальда (скульптор Л.В. Дегтярев).
В картинной галерее представлены портреты деятелей дореволюционной медицины, выдающихся медиков, работавших в институте в разные годы, и великолепная, в размер оригинала кисти великого Брюллова (1830 год), копия портрета Елены Павловны с дочерью, сделанная художником Е.А. Беловой-Романовой.
В последние годы удалось в полной мере признать заслуги и отдать дань уважения .полям, благодаря усилиям которых впервые в стране и в мире была создана оригинальная система усовершенствования врачей.
Нескольким кафедрам были присвоены имена их основателей - профессоров и ученых Э.Э. Эйхвальда, Н.Д. Монастырского, Г.В. Хлопина, С.Н. Давиденкова, В.Г. Баранова, М.С. Кушаковского, Имя П.Н. Кашкина носит НИИ медицинской микологии.
Вот уже более 125 лет академия является как ведущим учебным, клиническим и научным центром последипломной подготовки и повышения квалификация медицинских специалистов на северо-западе Российской Федерации, так и одним из ведущих лечебно-диагностических центров России.
Сегодня в СПбМАПО существуют и активно развиваются три основных направления деятельности:
- образовательная деятельность: шесть факультетов, 80 кафедр, клиническая интернатура и ординатура - 1600 специалистов из России, ближнего и дальнего зарубежья ежегодно проходят обучение в СПбМАПО, циклы повышения квалификации посещают 30000 слушателей ежегодно; также применяется современная система дистанционного образования;
- лечебная деятельность: клиника на 115 коек, где предоставляется высококвалифицированная медицинская помощь 7000 пациентам в год, 12 клинических отделений, поликлинические отделения - 300 000 посещений пациентами ежегодно; оказывается высокотехнологичная медицинская помощь;
- научная деятельность: два научно-исследовательских института: НИИ медицинской микологии имени П.Н. Кашкина, НИИ эндокринологии, шесть диссертационных советов, аспирантура и докторантура, пятилетняя комплексная плановая научно-исследовательская работа.
Основными клиническими подразделениями СПбМАПО на сегодняшний день являются: клинико-диагностический центр, медико-профилактический центр, офтальмологическая клиника, микологическая клиника и центр семейной медицины.
Вся деятельность Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования направлена на повышение уровня здравоохранения в Российской Федерации за счет последипломной подготовки специалистов в сфере здравоохранения, основанное на традициях отечественной медицинской школы, современных достижениях мировой науки и медицинской практики, ориентированное на потребности общества.