Основные этапы в истории развития и становления КГМУ
Начало высшего медицинского образования в Казани
(1804—1835 гг.)
Становление первого провинциального российского медицинского вуза
происходило крайне трудно из-за отсутствия средств, кадров, неподготовленности
общества. Потребовалось целых десять лет для полного открытия
Казанского университета с подразделением преподавания по
факультетам. Несмотря на крайне неблагоприятные условия в период становления и
первоначального развития (недостаток средств, кадров, неподготовленности
общества, ревизия Магницкого), медицинский факультет Казанского университета
сформировался как новый учебный и научный центр российской медицины.
Казанский университет - новый центр Российского
медицинского образования (1835—1863 гг.)
В 30—50-х гг. XIX столетия Казанский университет
сформировался как центр образования, науки и культуры на обширнейшем
Поволжско-Уральско-Сибирском регионе Российской империи. Выдающаяся роль в его
становлении принадлежала великому ученому и незаурядному администратору,
ректору Н. И. Лобачевскому.
Медицинский факультет Казанского университета во
второй половине XIX - начале XX столетий
Во второй половине XIX в. Казанский университет окончательно
сформировался в качестве крупного центра науки, образования и культуры
Российской империи. Казанские ученые заняли передовые позиции во многих
областях науки, прежде всего химии. Профессура и студенчество активно
учавствуют в общественной жизни, отстаивая прогрессивные начала в развитии
науки и образования (изгнание В. Ф. Берви, речь А. П. Щапова, дело П. Ф.
Лесгафта, борьба за женское образование). Основными событиями в истории
медицинского факультета стали переход фундаментальных наук на
экспериментальный метод, становление клиники на естественнонаучные основы,
прорыв в создании первоклассной материальной базы для учебного процесса
(физиологический корпус, новые клиники, бактериологический институт,
психоневрологический корпус).
Золотой век Казанской медицинской школы (1863 -
1917 гг.)
Определение многими историками второй половины XIX столетия как
«золотого века» русской культуры и науки, как эпохи «российского ренессанса» в
полной мере можно отнести и к истории Казанского государственного медицинского
университета. Ряд его профессоров может быть без преувеличения отнесен к
основоположникам в нашем отечестве медицинских дисциплин как объекта науки и
преподавания.
Казанский университет в первые годы советской
власти (1917-1930 гг.)
Можно выделить следующие черты истории медицинского факультета
Казанского университета в первые годы советской власти: годы гражданской войны
крайне негативно сказались на преподавательском потенциале: на 16 из 24 кафедр
произошла смена заведующих; преподавательский корпус проделал огромную работу
по борьбе с эпидемиями инфекционных заболеваний; к 1930 г. более 60 %
студенчества стали составлять на медицинском факультете выходцы из рабочих и
крестьян; при активном участии и инициативе медицинской профессуры в Казани
был открыт целый ряд научно-исследовательских институтов; взошло новое
созвездие казанских ученых на небосклоне отечественной медицинской науки:
гистолог А. Н. Миславский, микробиолог В. М. Аристовский, терапевты М. Н.
Чебоксаров и Н. К. Горяев, хирурги А. В. Вишневский и В. Л. Боголюбов,
акушер-гинеколог В. С. Груздев, психиатр Т. И. Юдин, окулист В. В. Чирковский.
Казанский государственный медицинский институт
(1930-1994 гг.)
Наиболее значимыми событиями последних 30 лет истории КГМИ были:
награждение орденом Трудового Красного Знамени, присвоение имени СВ. Курашова,
ввод в строй нового учебного корпуса и двух студенческих общежитий, открытие
новых факультетов — фармацевтического и социальной работы. КГМИ сохранял
статус одного из ведущих медицинских вузов СССР: если в 1945 г. в КГМИ
насчитывалось 45 кафедр, то в 1964 г. — 48 кафедр и 2 курса, а в 1994 г. — 66
кафедр и 3 курса.
Казанский государственный медицинский
университет с 1994 года
Во времена революционной ломки, смены общественного строя, тяжелейшего
социально-экономического кризиса, поразившего все без исключения сферы
российского государства и общества, был сохранен
профессорско-преподавательский коллектив, адаптирована вузовская структура и
организация учебного процесса к требованиям времени, сохранены и даже
интенсифицированы научные исследования, привлечены иностранные обучающиеся,
организована основа для непрерывного профессионального образования
(довузовское — додипломное — последипломное). О том, что КГМУ сохранился и
развивается, свидетельствует и то, что вуз официально получил и дважды
подтвердил университетский статус при государственной аккредитации в 1998 и
2003 гг.