С того времени, когда выделилась самостоятельная кафедра судебной медицины, в комплексе преподававшихся на ней дисциплин весомое место занял предмет под названием «история и литература медицины», позднее называвшийся «энциклопедия и методология медицины». В программах преподавания 1829/30 учебного года вопросы истории медицины в небольшом количестве включены в курс хирургии, причем акцент ставился на истории древней, главным образом античной, медицины (учения Гиппократа, Галена, александрийской, эмпирической, методической школ,); перечислялись имена отдельных деятелей медицины эпохи средневековья (Парацельс, Ван-Гельмонт, Шталь) вне связи с историей отдельных медицинских наук и развитием новейшей медицины.
Значительно шире по объему, количеству вопросов и методичнее в плане изложения содержания предмета выглядит программа «Из истории и литературы медицины», представленная Г. И. Блосфельдом в 1846 г. Программа содержит 26 вопросов, причем кроме древней медицины, излагаемой с еще большей обстоятельностью, здесь имеются вопросы об арабской медицине, о характере медицины после Парацельса, об истории отдельных наук — анатомии, физиологии, фармации и химии, повивального искусства, военной медицины, психиатрии, особо поставленный вопрос об истории медицины в России (23), о новейшей медицине (24), «Обозрение главнейших эпидемий с древнейших до наших времен» . Завершается программа обобщающим вопросом «Обозрение философского развития медицины с древнейших времен до нашего века» (26).
В «Ученых записках Казанского университета» за 1861 г. Г. И. Блосфельд напечатал «Вступительную лекцию в энциклопедию и методологию медицины». В ее подзаголовке перечисляются вопросы, освещаемые автором: «Общие понятия науки; о здоровье тела и души как условиях благоденствия; о качествах юношей, посвятивших себя медицине; о призвании и обязанностях медика». Уже сам перечень тем, раскрываемых в лекции, показывает их исключительно важное значение с воспитательной точки зрения.
Конечно, многие рассуждения лектора — результат укоренившихся воззрений той эпохи, например, требование «глубочайшей религиозности» как одного из важнейших достоинств врача. Однако большинство этических постулатов автора созвучны нашему времени. Так, от избирающего себе профессию врача надо ожидать не поверхностных, а глубоких занятий наукой. Осуждаются корыстные медики, профанирующие священный долг врача тем, что извлекают выгоды из страданий больных.
В нравственном отношении, по утверждению лектора, врач должен стоять очень высоко: речь идет о развитом чувстве долга, гуманизме, бескорыстии, целомудрии и беспорочности, недопустимости пьянства, картежной игры, распутной жизни. Врачу рекомендуется иметь семью, в кругу которой и проводить свободное время. Для успешной деятельности в области медицины врачу нельзя довольствоваться узкими профессиональными знаниями: следует хорошо знать изящную литературу (перечисляются классики мировой литературы, в т. ч. Данте, Сервантес, Шекспир, Мольер, Гете, Диккенс, античные авторы), посещать театр.
Разумеется, такие возвышенные суждения о призвании врача не могли не
производить впечатления на юную аудиторию. В целом же читавшиеся студентам
лекции по гигиене, медицинской полиции, истории медицины, несомненно, имели
положительное влияние на формирование в стенах Казанского университета врача с
общественно-профилактическим направлением мышления, что в сочетании с
теоретическими знаниями позволяло справляться не только с лечебными, но и с
общественно-санитарными задачами.