Функционирование медицинского факультета по уставу 1863 г. выявило ряд существенных изъянов в организации учебного процесса. Например, совершенно искусственным было присоединение дерматологии к терапевтической клинике, а сифилидологии - к теоретической хирургии. Было очевидно, что назрело время поставить в самостоятельное положение и ряд других специальностей. Все эти преобразования, продиктованные самой жизнью, получили отражение в уставе 1884 г., на основе которого число кафедр было доведено до 23 и без изменения сохранилось до 1917 г. (Фактически функционировало 24 кафедры, ибо кафедра «Систематическое и клиническое учение о нервных и душевных болезнях» была разделена на две самостоятельные клиники — нервных болезней и психиатрии.)
Согласно новому уставу дополнительно были введены следующие дисциплины: систематическое и клиническое учение о нервных и душевных болезнях, систематическое и клиническое учение о накожных и сифилитических болезнях, офтальмология с клиникой, акушерство, женские и детские болезни с клиникой; кафедра теоретической хирургии реорганизуется в кафедру оперативной хирургии с топографической анатомией и кафедру хирургической патологии с десмургией и с учением о вывихах и переломах; из кафедры судебной медицины уже официально выделяется (напомним, в Казанском университете она была выделена в 1869 г.) кафедра гигиены с эпидемиологией и медицинской полицией, медицинской статистикой, учением об эпизоотических болезнях и ветеринарной полицией; утверждается кафедра истории медицины (так и не организованная в дореволюционный период).
Структура кафедр и клиник медицинского факультета Казанского университета, функционирующих согласно уставу 1884 г., до 1917 г. выглядела следующим образом:
- Анатомия
- Физиология
- Гистология и эмбриология
- Медицинская химия
- Фармакогнозия и фармация
- Фармакология с рецептурою, токсикологией) и учением о минеральных водах
- Общая патология
- Патологическая анатомия
- Врачебная диагностика с пропедевтической клиникой
- Частная патология и терапия
- Терапевтическая факультетская клиника
- Терапевтическая госпитальная клиника
- Клиника нервных болезней
- Клиника душевных болезней
- Клиника кожно-венерических болезней
- Оперативная хирургия с топографической анатомией и с упражнениями в операциях на трупах
- Хирургическая патология с десмургиею и с учением о вывихах и переломах
- Хирургическая факультетская клиника
- Хирургическая госпитальная клиника
- Клиника глазных болезней
- Акушерство и женские болезни с клиникой
- Клиника детских болезней
- Судебная медицина
- Гигиена
Общий подъем всей экономической и культурной жизни страны, а с ним и улучшение условий высшего образования благоприятно сказались на увеличении численности студенчества медицинского факультета. Так, еще в 1865 г. на медицинском факультете состояло всего 57 студентов, а выпуск этого года составил 8 лекарей, между тем в 1890 г. на факультете был уже 361 студент и выпущено 42 лекаря. В общей сложности в 1861 - 1894 гг. медицинским факультетом Казанского университета было удостоено звания лекаря 1430 человек, что почти в три раза превышает итог предыдущего периода.
Развитие материальной базы
Медицинский факультет Казанского университета явно перерос те границы, в которые он был поставлен к 40-м гг. XIX в. Вопрос о расширении материальной базы факультета перерос в стратегическую задачу. Здесь следует отдать должное руководителям университета и факультета - ректорам Н. А. Кремлеву и К. В. Ворошилову, деканам А. Я. Щербакову и Н. М. Любимову, благодаря административному таланту и настойчивости которых эта задача была решена.
Эра бактериологии
Развитие медицины в последней трети XIX и первой трети XX вв. связано с возникновением экспериментальной научной микробиологии, начало которой положили великие открытия Луи Пастера. Успехи новой науки в борьбе с «повальными» эпидемиями (прежде всего оспы, чумы, холеры) были настолько впечатляющими, что «этот период в развитии человечества многие современники, а затем и историки назвали «эрой бактериологии» (так именовалась в то время микробиология).
Студенческое научное общество
Участие студентов в научных исследованиях кафедр было давней традицией Казанского университета. Лучшие студенческие научные работы отмечались золотыми и серебряными медалями (например, сочинения будущих корифеев казанской медицинской школы физиолога Н. О. Ковалевского «О строении и отправлении селезенки» и терапевта А. Н. Казем-Бека «О действии атропина на животный организм как антагониста морфия»), публиковались в изданиях Казанского общества врачей и в специальных журналах. В 1901 г. студенты-исследователи объединились в единый студенческий научный кружок, руководителем которого стал профессор Л. О. Даркшевич, его заместителем — А. Н. Казем-Бек, а секретарем — студент 3. П. Соловьев.